На Х ART KYIV CONTEMPORARY 2015 галерея современного искусства «Триптих АРТ» представляет проект Андрея Блудова «Аттракцион» (живопись).
Колесо времени
В лучших традициях жанра саспенса, сверкающий праздничными огнями парк «Аттракционов» Андрея Блудова напоминает сцены из фильмов ужасов – появляющимся из ниоткуда, но нарастающим предчувствием катастрофы. На карте человеческой судьбы это место становится местом магических перевоплощений. Карусели – порталы в иное измерение, где время и пространство соединяются. Художник пытается выступить (насколько это вообще возможно) в роли отстраненного наблюдателя, фиксирующего временные трансформации. Он вглядывается в ход вещей будто бы с точки зрения высших сил – как минимум, с высоты колеса обозрения. Колесо фортуны, колесо времени – вот она, ключевая метафора жизненного цикла. Спады и подъемы, вознесение и падение в пустоту. Прислушиваясь к собственным ощущениям, Блудов пытается вычислить свою формулу движения времени. Оно сегодня все убыстряет свой бег, чем объясняется ощущение катастрофичности. Существуют исследования, подтверждающие, что время убыстряется физически, буквально. Предложенная художником модель переживания этого ускорения – нечто среднее между вечным возвращением одного и того же, детским упоением вращением яркой карусели жизни, и вечным невозвратом, взрослым чувством окончательной и фатальной утраты, нечто среднее между Ницше и Экклезиастом. Не все дорогие сердцу «файлы» из сценария прожитой жизни подлежат восстановлению – что-то после своего осуществления стирается раз и навсегда. Метафизический ужас, охватывающий зрителя перед умилительным кружением позолоченных лошадок – это ужас окончательного «дилита», безвозвратного проживания. Утрата мгновения, за которое сейчас принято цепляться, увековечивая его щелчком камеры мобильного телефона, ведет к утрате, delet-у, нас самих, в конце концов. Паника перед лицом небытия – болезнь века. В историческую эпоху линейного проживания и переживания времени ее именовали ностальгией по «золотому веку». Сегодня, когда концепция исторического развития, задававшая ценностные ориентиры происходящему, изжила себя, временная дистанция, позволяющая картинно тосковать, сокращается. Ностальгия по лучшим временам становится ностальгией по абсолютно каждому уcкользающему мгновению. Оно совершенно не обязательно должно быть наполненным, но просто должно быть. Устарели Прустовы «поиски утраченного времени», якорей, воскрешающих отдельные и уникальные мгновения. Время настолько быстротечно, что ретроспективной поэтизации сегодня подлежит абсолютно все. О чем-то подобном, незаметном ускользании молодости и красоты, подозревают красотки, делающие «селфи» на фоне американских горок – о катастрофичности проживания каждого счастливого и беззаботного мгновения… Патологический нарциссизм, кстати, – это еще один маркер времени, интересующий художника...
Праздничные и одновременно зловещие блуждающие карусельные огни в сумерках наводят на мысль о том, что вот-вот – и должно случиться что-то непоправимое. Мишени в тире, превращающие его в средневековый театр смерти, напоминают об отнюдь не самой безобидной метафоре времени – время убивающее, когда сам человек становится мишенью его пресловутой «стрелы»… И, наконец, еще один из важнейших обертонов критического звучания этого проекта: в эпоху тотальности массовой культуры аттракцион становится символом и моделью культурного потребления как такового. Потребители масс-культа больше чем корда либо жаждут хлеба и зрелищ. Не глубина мысли или тонкость формы, но аттрактивность (привлекательность плюс адреналиновость) выносится во главу угла и звучит как заклинание – она становится основным критерием качества произведения искусства. В безумном кружении, упоении скоростью растворяются и исчезают все прочие «устаревшие» культурные ценности. Куда это приведет – пока не известно. Но, как гласит еще одна популярная максима времени: “Show must go on…”
Архив расписания выставки «Аттракцион»
22 сентября 2015 г, вторник, 2015-10 октября 2015 г, суббота, 2015: