Цикл «Свидетелей» – логическое завершение сквозного антропологического исследования. Человек как отражение эпохи – эта тема проходит сквозь все творчество Виктора Сидоренко. Его интересуют специфические деформации сознания и лиц людей, перемолотых «жерновами времени» (так назывался один из знаковых проектов) – жерновами государственной системы и политики. Каким бы ни был строй – советским, посттоталитарным, или временем запоздалого становления национального государства и самосознания. Свое исследование художник начинал с рудиментарных явлений тоталитарного менталитета, затем был этап препарирования постутопического интеллекта техногенного общества. От глобальных проблем Сидоренко приходит к иной проблематике – она становится все ближе и ближе к непосредственной социальной реальности, лицу социума. В том историческом моменте, в котором мы сейчас находимся, задача художника-антрополога усложняется – он улавливает печать живой и неоднозначной истории на лицах ее реципиентов. Наблюдателей и участников – и те, и другие, являются свидетелями. Занимаясь историческими исследованиями сознания, Сидоренко прибегал к ретро-проекции настоящего – лица современников стилизовались так, что они казались людьми из прошлого. Сейчас от этого «наведения патины» художник отказался – в застылости, маскообразности есть узнаваемый тоталитарный налет, но с таким же успехом в «свидетелях» опознаются люди нашего времени. Точнее, они как будто застывают в безвременье, в ситуации «так было и будет всегда». В основном, это обритые наголо молодые парни. Что красноречиво говорит – в извечном и жестоком строе вещей ничего по сути не меняется, история продолжает требовать своих жертв. Художника никогда не интересовали выдающиеся личности: историю медленно, но верно движут вперед анонимные винтики системы. Если уж называть вещи своими именами – ее «биоматериал», «компост», потенциальные жертвы, homo sacer. Джорджио Агамбен называет этот казус древнеримского права – «человек священный» мог быть убит просто так и кем угодно – цементом социальных взаимоотношений сегодня. Ловя напряженный и тревожный взгляд персонажей из цикла «Свидетели», «перечеркнутых», цветными полосами, зритель приходит к выводу, что ничего не изменилось: люди гибнут безнаказанно по сей день. Открытие этой жестокой истины, и есть основным беспощадным экзистенциальным переживанием сегодня. Тихая, «гибридная» война уносит свои жертвы, а в остальном все спокойно. Те, кого это не коснулось непосредственно, пытаются абстрагироваться от этого факта… Сидоренко всегда прибегал к атрибутам унификации своих персонажей. Знаком социальной общности выступали подштанники, в которых ходили слои отверженных – солдаты и заключенные. Теперь символом homo sacer выступает нагота черепа, стирающая индивидуальность человека. Процедура сбривания волос – это подготовка к «жертвоприношению», лишение человеческой жизни ее ценности. Тот исторический отрезок, на котором дано существовать этим молодым людям, охарактеризовать довольно сложно – именно потому, что он продолжает длиться сегодня. Мы находимся в ситуации «здесь-и-сейчас» и переживаем ее эмоционально. Пока нет исторической дистанции, которая все расставит по своим местам. Но есть ощущение значимости, драматизма и противоречивости момента – момента двойных стандартов, показательной озабоченности и подлинного безразличия к гибели окружающих. Момента спада пафосного подъема патриотического революционного самосознания и погружения в реальность войны, в которой уничтожение людей ставится на поток и становится обыденностью. Ощущение фрустрации – именно его засвидетельствовали эти люди…
Виктория Бурлака
Виктор Сидоренко родился в 1953 году в г. Талды-Курган, Казахстан. Окончил Харьковский художественно-промышленный институт (курс проф. Бориса Косарева). С 1985 по 1988 – аспирант творческих мастерских Академии художеств СССР (руководитель – академик, профессор С. А. Григорьев). Народный художник Украины, Заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения. Член Национального союза художников Украины, Академии искусств Украины, основатель и директор Института проблем современного искусства, вице-президент Национальной академии искусств Украины. Работы Виктора Сидоренко находятся в коллекциях Национального художественного музея, Харьковского художественного музея, Днепропетровского художественного музея, Запорожского художественного музея, Николаевского художественного музея, Музея современного искусства Kiasma (Хельсинки, Финляндия), Измаильской картинной галереи, Министерства культуры и искусств Украины, Йельского университета (Школа искусств, Нью-Хейвен, США), Президентского Дворца (Алматы, Казахстан), частных коллекциях Украины и мира.
Архив расписания выставки ««Свидетели» Виктора Сидоренко»
14 октября 2015 г, среда, 2015-7 ноября 2015 г, суббота, 2015: