ЗВЕНИГОРА (28.05) УССР, ВУФКУ, 1927 Режиссер: Александр Довженко Сценарист: Майк Йохансен, Юрий Тютюнник, Александр Довженко Оператор: Борис Завелев Художник: Василий Кричевский В ролях: Семен Свашенко, Николай Надемский, Георгий Астафьев, Лесь Подорожный, Владимир Уральский.
Первый фильм немой трилогии Довженко, после которого за ним закрепилось реноме ведущего украинского кинорежиссера, вызвал ожесточенную дискуссию о национальном кинематографе. Седой дед веками хранит политые кровью скифские сокровища Звенигоры. «Золотая лихорадка» порождает фантастические видения у кладоискателей и кружит голову старшему внуку деда Павлу. Младший внук Тимофей меняет дедов архаичный мир природы на «рабфак» и индустриализацию... Магические трюки раннего немого кино, мрачный мистицизм немецких фильмов 1920-х годов, Чаплинивська ирония, авангардный монтаж это все неповторимым образом соединил Довженко в своей лирико-эпической ленте.
ТАРАС ШЕВЧЕНКО (29.05) УССР, ВУФКУ, 1926 Режиссер Петр Чардынин Авторы сценария Михаил Панченко, Дмитрий Бузько Оператор Борис Завелев Художник Василий Кричевский Редактор Михаил Семенко В ролях: Амвросий Бучма, Василько Людвинський, Иван Худолеев, Николай Панов, Матвей Ляров, Иван Замычковский.
Первый украинский байопик и первый фильм о жизни Шевченко, фильм, который определял каноны визуальной репрезентации биографии поэта к выходу одноименного фильма Игоря Савченко в 1951 году. На момент создания был одной за дорогих постановок в Украинском советском кино.
АЛИМ (30.05) УССР, ВУФКУ, 1926 Режиссер Георгий Тасин Авторы сценария У.Ипчи (УПЧИ-Омер) (переработка Николая Бажана) Операторы Владимир Лемке, Михаил Бельский Художник Роберт Шарфенберг В ролях: Хайри Эмир-заде, Ассия Эмир-заде, М.Арбенин, В.Колпашников, Александр Арбо, Г.Маринчак
Экранизация народной легенды. Крым. Середина XIX в. На кожаной фабрике Али-бая работает крестьянин Алим. За протест против нечеловеческих условий труда хозяин освобождает его. Алим, узнав нищенскую жизнь бродяги, случайно встречает своего друга Бекира, тот помогает Алиму вернуться в родное село, найти там себе работу. Работая у богача Али-бая, Алим подстрекает своих товарищей с прежнего места работы к восстанию...
Шкурники (31.05) УССР, ВУФКУ, 1928 Режиссер: Николай Шпиковский Авторы сценария: Николай Шпиковский, Вадим Охрименко, Борис Розенцвейг Роли исполняют: Иван Садовский, Лука Ляшенко, Дора Феллер-Шпиковского, Дмитрий Капка
Действие происходит во время гражданской войны в Украине. «Нейтральный обыватель» Аполлон Шмигуев чихать хотел на все идеологии, борьба между представителями которых идет на улицах Киева. Он пытается всеми возможными средствами нажиться на беспорядке вокруг. Сюжет этого комедийного роуд-муви заносит его то к красных, то к белым, то к анархистам, но единственным стремлением Аполлона Шмигуева остаются шкурные интересы.
ДВА ДНЯ (01.06) УССР, ВУФКУ, 1927 Режиссер Георгий Стабового Автор сценария Соломон Лазурин Роли исполняют: Иван Замычковский, Сергей Минин
Первая украинская лента, которая попала в коммерческий прокат США. В фильме убедительно, в тонких психологических деталях показано духовное прозрение старого человека Барского слуги Антона, который под воздействием кровавых событий двух дней в своей жизни понял, на чьей стороне правда, и стал в ряды борцов за свободу. Его сын Андрей погиб, выдан малым панычом белогвардейцам, которые захватили здание. Постепенно зреет решение за все отомстить. Спалив дом и взяв ружье, старый слуга идет оттуда навсегда.
ХЛЕБ (02.06) УССР, ВУФКУ, 1929 Режиссер: Николай Шпиковский Сценарист: Владимир Ярошенко Оператор: Алексей Панкратьев Художник: Соломон Зарицкий В ролях: Лука Ляшенко, София Смирнова, Федор Гамалий, Дмитрий Капка Музыка: PortMone
Демобилизованый красноармеец возвращается в свою деревню. Проникнутый духом коллективизма, он перепахивает пределы «кулаков» и засевает их землю отобранным у «горожан» зерном. Его отец, человек традиционного мировоззрения, не верит, что краденое зерно взойдет на краденой земле. Он живет в пантеистическом мире украинского этноса, где грех имеет свое материальное измерение. Но когда зерно таки всходит, дед признает правоту сына ради построения нового мира старые законы мироздания должны быть сломаны. В этой ленте 1929 уже можно проследить наиболее популярные механизмы героизации в советском кино, увидеть как формируется «джентльменский набор» советского героя, в частности такие его атрибуты как причастность к революционным событиям, ударный труд, связь с техникой, жертвенность и тому подобное. Герой войны здесь трансформируется в героя труда, тогда же как в фильмах конца 1930-х годов мы видим обратный процесс. Но герой здесь еще не отлит в бронзе он то поднимается над толпой крестьян, то снова погружается в нее. Он делит экранное пространство с другими героями народной массой, вождем, техникой, о будущем приходе которой только доносятся радостные вести.
ПЕРЕКОП (03.06) Холл. УССР, ВУФКУ, 1930 Автор сценария и режиссер Иван Кавалеридзе Оператор Николай Топчий Художник Григорий Довженко В ролях: Иван Твердохлеб, Оксана Подлесная, Василий Красенко, Георгий Астафьев, Семен Свашенко, Степан Шагайда
Фильм посвящен 10-летию штурма Перекопа Советской Армией. Фильм построен на отдельных, не связанных единой сюжетной линией, эпизодах: послевоенные антураж и разруха как следствие контрреволюции и иностранной интервенции, восстановление предприятий, классовая борьба в деревне, штурм Красной Армией Перекопа ...
Аэроград (03.06) УССР, Украинфильм, 1935 Автор сценария и режиссер Александр Довженко Операторы Михаил Гундин, Эдуард Тиссе, Николай Смирнов В ролях: Степан Шагайда, Саергий Столяров, Степан Шкурат, Елена Максимова
Действие фильма происходит в 1930ти года. На советском Дальнем Востоке, у Тихого океана планируется построить новый город Аэроград. Местное население разделяется на две группы: одна поддерживает проект, а вторая («классовые враги») всячески с ним борется. Чтобы повредить строительству, Япония засылает диверсантов («самураев»).На пути у них становится колхозник Степан Глушак (Степан Шагайда). Часть действия происходит в селе староверов, головы которых негативно относятся к проекту Аерограда (поддерживая японского агента), а молодежь, наоборот, радуется ему. В конце фильма Степан Глушак самовольно «осуждает» на казнь своего друга (который стал «предателем») и убивает его.
Архив расписания фильма «Воскрешение расстрелянного возрождения»