Алексей Салманов – украинский художник, в своих практиках сочетающий работу с разными медиа, такими как фотография, перформанс и инсталляция. На протяжении последних нескольких лет Салманов разрабатывает новый художественный язык, получивший условное название «граффити-перформанс». Выставка «200 секунд» станет своего рода отчетной, на ней впервые в полном объеме будет представлена видеодокументация серии перформансов, проведенных художником с 2014 года и частично продемонстрированных ранее в галереях «Detenpyla» (Львов, 2015) и «Лабиринт» (Люблин, 2016).
«Последние три года я работаю с новым языком в искусстве, который является сочетанием граффити и перформанса – двух медиа с абсолютно разной природой. Граффити – субкультура, закрытое сообщество со своей коммуникацией, понятной только его участникам. Будучи достаточно выразительным визуальным языком и существуя в общедоступном публичном пространстве, граффити, тем не менее, не апеллирует к социуму в целом. Массовая культура делает попытки присвоить себе эту доступную выразительность через декоративные «муралы», размножившиеся на стенах города по всему миру, однако ничего общего с субкультурой эти рисунки не имеют. Так называемый вандализм – то есть нелегальное расписывание стен – всегда находился вне закона, а потому, во избежание юридического наказания, сам процесс создания рисунка всегда совершается незаметно для социума в максимально короткое время. Интерес в данном случае представляет именно результат – расписанная стена, само же действие остается незамеченным, как бы «за кадром». Перформанс имеет прямо противополoжную субкультуре природу. В центре внимания тут действие художника, которое представляется вниманию публики. Перформанс является частью «высокой» культуры, успешно интегрированной в институциональную среду. Таким образом перформанс и граффити можно сравнить с официальной религией и сектой – противоположными полюсами культурной жизни.
Я же работаю с языком, в котором совмещены оба этих полюса. Выдувание краски из банок, как действие, я ввожу в тот самый «кадр» делаю его объектом внимания публики. При этом, поскольку я не являюсь частью субкультуры, граффити является для меня лишь инструментом цитирования. Этот новый язык условно можно назвать «граффити-перформанс».
Архив расписания выставки «Алексей Салманов 200 секунд»