Галерея современного искусства «Триптих АРТ» представляет выставку живописи и левкаса Дмитрия Касаткина (1974–2014) «Гора. Светила. Небо». (Из частных коллекций).
В золотом небе, над холмами и церквами парят птицы Дмитрия Касаткина («Птицы над городом», 2007–2008). Счастье полета, запечатленное кистью художника, неисчерпаемо. Дмитрий дал этим птицам, деревьям, фантастическим городам, башням, радугам над горой долгую жизнь. Завороженный живописью как молитвой, художник создал свой неповторимо-узнаваемый мир. Духовная сила мастера сохранена в персонажах библейских сюжетов, в созданных Касаткиным иконах, в парсунах – образах почитаемых поэтов, музыкантов, великих землепроходцев и меценатов. В диалоге с традициями средиземноморской культуры (Византия, итальянский Ренессанс) художник создал емкие метафоры. Над очевидностью сюжета («Тайная вечеря», 2007–2009; «На Патмосе», 2007–2008; «Иерусалим», 2008 и др.) в композициях Касаткина витает тайна «открытого образа», такая же, как и над внезапным уходом из жизни автора этих произведений.
Семья Касаткина насчитывает одиннадцать поколений ученых, работавших в точных науках. Дмитрия готовили к научной карьере. Он окончил Киевский политехнический институт (факультет оптики). В студенческие годы юноша серьёзно занимался музыкой. Как рок-гитарист он играл во многих джазовых ансамблях Киева. Елена Мушко – директор и солистка академического хора «Credo», становится женой музыканта. Атмосфера молодой семьи усиливает интерес Дмитрия к классической музыке. Чуть позже, избрав путь художника под влиянием встречи с живописцами Виктором и Георгием Булдаковыми, Касаткин создает портреты Моцарта и Иоганна Себастьяна Баха.
Новые друзья Дмитрия распахнули перед ним доселе неведомый мир живописи, хотя музыка цвета звучала в гитаре рок-исполнителя всегда. Живописный талант Дмитрия проявил себя стремительно, как чудо. Основой была семейная традиция книжности, знание мировой поэзии, в частности, текстов Данте, Петрарки, Шекспира.
Дмитрий увлеченно изучает историю мирового искусства – классику и модернизм. Его любимыми художниками становятся средневековые фрескисты и мозаичисты, а также, как не парадоксально, Поль Клее. В абстракциях великого нефигуративиста Касаткин ощущает неразрывность пластики формы, музыкальности и цвета. Весь континуум знаний Дмитрия был востребован как мощный фундамент самостоятельных поисков в 2001 году, когда он начал писать живопись по левкасу (древняя техника живописи по грунту на деревянной доске), он использует старые приемы живописи, интерпретируя их как модернист. Его друзья-учителя, братья Булдаковы, всегда рядом, и это позволяет Дмитрию интенсивно осваивать возможности письма в непростой технике.
Крутой поворот от музыки к живописи был подготовлен интеллектуальной и культурной основой личности Касаткина. Он был готов к этой встрече и потому стремительно набрал профессиональную высоту, очень быстро приобрел собственный живописный почерк, сделался самобытным узнаваемым художником. Свой путь он прошел стремительно, с 2001 по 2010 годы, и остался в истории современного искусства Украины мастером. Его достижения отмечены во всеукраинском проекте «Мир левкаса» (2001, 2006), на выставках в Украине и в Европе.
Чуткий и трепетный как птица, вдумчивый, осторожный в суждениях, сосредоточенный, интуитивный Дмитрий вживается в систему византийского генезиса, в таинственные метафоры иконописи и находит собственные решения сакральных тем («Дерево, дом, гора» 2008; «Равнодушный», 2007–2008; «Гора, светило, небо», 2009; «Колокола и ласточки», 2009). Эти композиции требуют от зрителя сосредоточенного созерцания и мысленного постижения художественно-философских образов Касаткина.
Тут я позволю себе достаточно неожиданную и, тем не менее, очевидную параллель между творческим методом Дмитрия Касаткина и Михаила Бойчука – основоположника школы «бойчукизма – неовизантизма» (термин был предложен Гийомом Аполлинером). Как М. Бойчук, так и Д. Касаткин отправной точкой творческого метода избрал византийскую условную систему изобразительности. Не отягощенный академическими правилами, Дмитрий вырабатывает индивидуальный стиль в пограничьи между наивизмом и авангардизмом. Именно это было характерной чертой в творчестве «бойчукистов». Портреты Данте, Петрарки, Моцарта, И. С. Баха, образы меценатов («Город меценатов», 2005) отсылают нас к парсуне, пленявшей своей наивностью, как русских, так и украинских авангардистов. Эта линия в искусстве XX века начинается в поисках Гогена–Матисса–Руссо–Пикассо; в России у Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других. В украинском авангарде очарованность маргинальным, наивным очевиднее всего у «бойчукистов». К этой традиции классического авангарда органично подошел Касаткин как «необойчукист».
Дмитрий работает с обобщенно-условными образами-архетипами. Пра-Джоттовские фигуры, скорее, знаки фигур в его работах – свидетельство глубокого вживания в древние пласты культуры. Свою архетипично-образную систему художник сформировал на интуитивно-дологичном уровне, соотнеся историко-культурную отдаленность персонажей композиций и себя – человека из XXI столетия. Временная дистанция аурой окутывает каждую композицию. В работах 2002–2009 годов сложилась авторская мифология. Образы горы, дерева, дома, укорененные в христианской символике, оставаясь общекультурными архетипами, одновременно стали личной художественной «грамматикой» Касаткина. В этом дуализме традиция не архив, а собеседник современного мастера в его диалоге с культурой. Внешне статичные архетипы Касаткина полны внутреннего напряжения, даже драматизма. Экстаз автора, чувственно-пережитый им каждый сюжет открывается в формальном эстетстве, во фресково-пригашенном колорите. Изощренность фактур, нанесенных на левкас, след руки, сдиравшей краску как живописную шкуру и наносившей новый слой на полустертую поверхность композиции – все создает замысловатый цветоносный слой. Он живет как абстракция – некая сеть на поверхности архаизованно- наивной формы. Одно дополняет другое и возбуждает фантазию зрителя. Во всем, созданном Д. Касаткиным, звучит цвето-музыка и тайна недосказанности.
Культурные ассоциации, когда говорим о творчестве Дмитрия Касаткина, неизбежны. Они – проекция его образованности, знаточества, не просто знания культуры на интеллектуальном уровне, а страстного и глубокого вживания в культурные пласты. Художник как теплую свечу держит духовную традицию (Византизм и Ренессанс) в душе, в руках, и отдает это тепло своим левкасам и нам с вами.
Ольга Петрова. Дмитрий Касаткин. Полет птицы, 2016
Дмитрий Касаткин родился 3 мая 1974 г. в Москве (Россия). Жил и работал в Киеве (Украина). Ученик художников Виктора и Георгия Булдаковых. С 2002 г. работал в живописи и левкасе. Ушёл из жизни в 2014 г.