Особенность абстрактного искусства состоит в том, что практически каждый, кто смотрит на полотно, думает: «Я тоже так могу». Фраза, которую произносят каждый день, в каждом музее современного искусства, звучит так: «Мой ребёнок/кошка/обезьяна может не хуже».
Перед полотнами Кандинского, Ротко, Поллока или Малевича мы зачастую чувствуем себя оастерянно, потому что на них нет объекта, за который можно зацепиться взглядом и порассуждать о нём, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор». В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи, от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу. А тогда, о чем хочет нам сказать художник-абстракционист?
Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи — не каприз кучки нонконформистов, а закономерный этап развития изобразительного искусства.
В чем же секрет абстрактного искусства? Об этом мы и поговорим.