Термин "неоромантизм", видимо, вследствие его неоднозначности и благозвучности, употребляется в истории искусств на протяжении более чем полутора веков своего существования чрезвычайно часто и подчас излишне свободно. Более того в английском не существует даже единой нормы написания этого слова, энциклопедия Britannica употребляет форму – Neoromanticism, Tate – Neo-romanticism, Urban Dictionary – Neo Romanticism.
В музыке, к примеру, неоромантиками называют кого угодно, от поствагнерианцев Рихарда Штраусса и Густава Малера (что вполне резонно) до Дэвида Боуи и группы Duran Duran.
Да и в литературе картина не многим лучше, что общего, скажем, у Люиса Кэролла с Александром Куприным? Или у Майна Рида с Германом Гессе?
Под определение "неоромантизм" в различных источниках попадаютнео-готика в архитектуре, декадентство, эстетическое движение, символизм, фэнтэзи-арт, готическая субкультура и т.д. и т.п.
Але, як кажуть у Львові "менше з тим".
Темой нашей следующей лекции станут неоромантики в узком смысле этого слова. Речь пойдёт о британской школе пейзажной живописи, активное развитие которой происходило в 1930-50 гг., и близкой к сюрреализму не только по времени, но и по настроениям. Помимо сюрреализма на британских художников оказала влияние ещё и интернациональная парижская группа неоромантиков, основную роль в которой играло русское трио братья Евгений и Леонид Берманы, и Павел Челищев.
Последний интересен ещё и тем, что в 1918 году был слушателем знаменитой киевской студии Александры Экстер, располагавшейся в мансарде (не сохранилась) дома №27 по ул. Б. Хмельницкого (угол с пер. Леонтовича), и через которую прошли такие художники, как В. Меллер, А. Петрицкий, И. Рабинович, К. Редько, А. Тышлер.
Британские неоромантики, в отличие от своих парижских коллег, к приставке "нео" подошли ответственно, и во избежание кривотолков, выбрали в довольно обширном (один Тёрнер чего стоит!) английском романтизме образец для подражения. Образцом этим стали работы Уильяма Блэйка и особенно его ученика Сэмюэля Палмера, художника не очень широко известного за пределами Британских островов.
Основоположниками движения считаются Грэм Сазерленд, Пол Нэш, Джон Пайпер, Айвон Хитченс и, частично, Генри Мур (его графические серии).